
Задержка пихоречевого развития включает в себя:
- задержку развития речи
- задержку психического развития
- задержку формирования навыков самообслуживания
Если к 3-м годам ребенок так и не заговорил и отстает в развитии от сверстников, то ему необходимо помочь развиваться правильно. Поэтому для родителей важно знать нормы психоречевого развития, чтобы вовремя заметить и откорректировать отставание.
В НОРМЕ в 3-х летнем возрасте:
- Речь ребенка понятна окружающим людям
- Разговаривая, ребенок применяет разные части речи: глаголы, существительные, прилагательные
- Строит фразы и предложения из 3-4-х слов
- Активный словарь составляет до 500 слов
- Сам задает вопросы: Кто? Куда? Где? Зачем?
- Применяет местоимения: ты, я, мы, мое
- Знает имена родителей, сестер и братьев
- Называет свой пол
- Понимает обращенную к нему речь
- Слушает книги, когда ему их читают
- Отвечает на вопросы
- Выполняет просьбы из двух частей (иди на кухню и принеси полотенце)
- Понимает, что хочет в туалет и просится на горшок
- Сам может одеться и раздеться
- Может разделить предметы по цветам (клубника — красная, огурец — зеленый)
- Знает и показывает части тела
- Называет большинство бытовых предметов (стол, стул, кровать, кастрюля, тарелка)
- В игре есть сюжетно-ролевой компонент
- Вступает в контакт с детьми и играет с ними
Некоторые навыки могут отсутствовать потому, что его просто НЕ НАУЧИЛИ! Например, ребенок не ест сам, потому что мама все время кормит его с ложки.
Но если ребенок в возрасте 3-х лет:
- НЕ говорит, строит фразы и предложения
- НЕ отзывается на свое имя
- НЕ понимает обращенную к нему речь
- НЕ выполняет задания и просьбы
- НЕ может ответить на вопросы
- НЕ может сам кушать и одеваться
- НЕ просится в туалет
это признаки ЗАДЕРЖКИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ!
Причины задержки развития чаще всего кроются в повреждении нервной системы во время беременности и родов:
- хроническая фетоплацентарная недостаточность
- хроническая гипоксия (кислородное голодание)
- хроническая внутриутробная инфекция (герпетическая, цитомегаловирусная и др.)
- недоношенность
- длительный безводный период
- тяжелые роды
- экстренное кесарево сечение
- двойное или тройное обвитие пуповиной
- асфиксия в родах
- при рождении ребенок сам не закричал
- оказывалась помощь в отделении неонатологии и др.

В таком случае, могли пострадать как сами речевые зоны, расположенные в коре, так и проводящие пути, которые соединяют разные отделы мозга (белое вещество). Центральная нервная система ребенка обладает высокой нейропластичностью. И функцию поврежденных нервных клеток могут брать на себя клетки ближайших областей коры
ВАЖНО! Возраст с 3-х до 5-ти лет — это окно возможностей для восстановления психоречевого развития,которое связано:
- с возможностью формирования дополнительных связей между пострадавшими зонами
- высокой активностью дендритного ветвления (образование новых отростков у непострадавших нейронов)
- временем высокой активации речевых зон (именно в этом возрасте речь резко набирается и усложняется) то есть, зоны мозга в этот период активны и восприимчивы к лечебной и педагогической коррекции
- высокой ответной реакцией мозга на рефлекторное физиологичное воздействие.
Если этим золотым временем не воспользоваться, и ребенок не догонит сверстников к 5 годам, то невролог направит ребенка к психиатру. Тот поставит ребенка на диспансерный учет сначала с диагнозом ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, а если не удастся скомпенсировать задержку, то диагноз заменят на УО (умственную отсталость) и направят ребенка обучаться в СПЕЦ-ШКОЛУ.
Восстановить правильную работу различных зон головного мозга помогает уникальный метод лечения — Микротоковая рефлексотерапия (МТРТ).

Микротоковая рефлексотерапия была разработана в Самарском «Реацентре» под руководством доктора медицинских наук — Гавриловой Татьяны Алексеевны, ведущего детского невролога.
В 2010 году Минздрав РФ выдал РАЗРЕШЕНИЕ на применение Микротоковой рефлексотерапии у детей с задержками развития. Именно по этой причине МТРТ применяется только в наших отделениях

Микротоковая рефлексотерапия при ЗПРР проводится по ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СХЕМЕ, которая позволяет ВЫБОРОЧНО активизировать РЕЧЕВЫЕ ЗОНЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА, отвечающие за речевое развитие:
- зона Брока — за активный словарный запас и речевую инициативу
- зона Вернике — за пассивный словарный запас и понимание обращенной речи
- зона моторной речи — которая отвечает непосредственно за произношение и дикцию
- зоны, которые отвечают за диалоговую речь, построение фраз и предложений

ПРЕФРОНТАЛЬНУЮ КОРУ (ЛОБНЫЕ ДОЛИ) ГОЛОВНОГО МОЗГА, она отвечает за:
- осознанное поведение, логическое мышление
- за развитие навыков самообслуживания (самостоятельно есть и ходить в туалет, одеваться-раздеваться, чистить зубы и пр.)
- за развитие игровой деятельности
- за развитие эмоциональной сферы
Если у ребенка отмечается возбуждение центральной нервной системы, то во время проведения МТРТ проводится дополнительное седативное воздействие для уменьшения:
- гиперактивности
- агрессии и самоагрессии
- снижения истерических проявлений
- улучшения сна
Смотрите видео с динамикой у ребенка с ЗПРР:
По желанию родителей каждому ребенку подбирается ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ комплекс коррекционных занятий и процедур:
- занятия с логопедом-дефектологом
- логопедический массаж
- занятия в аудио-тренажере
- занятия с интерактивным зеркалом
- занятия с нейропсихологом
- занятия по выработке бытовых навыков
- адаптивная кинезиотерапия
- остеопат и др.