Skip to main content

ЭХОЛАЛИЯ. КАК РАЗВИТЬ ДИАЛОГОВУЮ РЕЧЬ У РЕБЕНКА?

Ребенок отстает в речевом развитии. Родители долго ждали, когда же он заговорит… И вот, наконец, речь появилась!

НО вместо ДИАЛОГОВОЙ РЕЧИ пока сплошные ЭХОЛАЛИИ — это механический повтор:

  • услышанного слова или фразы БЕЗ ОСМЫСЛЕНИЯ
  • Вместо ответа ребенок повторяет вопрос или часть вопроса
  • Механически говорит слова за педагогом или родителями, но в жизни эти слова не использует
  • Повторяет услышанные слова или фразы из рекламы или мультиков
  • Механически пересказывает куски из книг (мама ранее читала ему детские сказки)

За речь в головном мозге отвечают речевые зоны:

У ребенка с ЭХОЛАЛИЕЙ начали работать речевые зоны, которые отвечают за активный словарный запас и произнесение слов (управление языком, губами). НО зоны понимания речи и лобные доли пока «не включились» в работу. Лобные доли отвечают за наше сознание, мышление и понимание происходящего. И поэтому ребенок не понимает вопросов и не осознает, что именно нужно ответить — какие слова нужно произнести в ответ.

ЭХОЛАЛИЯ — это один из признаков аутизма.

Некоторых родителей это пугает: «Это признак аутизма?» — спрашивают они. Если речи ранее не было и появилась эхолалия — ЭТО ХОРОШО.

ЭХОЛАЛИЯ — это начальный этап развития речи у детей с РАС.

Для улучшения работы речевых зон в «Реацентре» применяют Микротоковую рефлексотерапию. Этот метод лечения разработан специалистами «Самарского Реацентра».

Так, при проведении Микротоковой рефлексотерапии, у многих детей с РАС сначала включаются речевые зоны (в таком случае — сначала появляется эхолалия).

Нужно продолжать лечение, чтобы включились еще и лобные доли, и зоны понимания речи. И тогда речь станет осознанной — ребенок начнет отвечать на вопросы и самостоятельно, просить словами то, что ему нужно. В дальнейшем постепенно развивается диалог, и ребенок начинает отвечать на вопросы. По мере развития осознанной речи она начинает вытеснять эхолалию.

Смотрите видео о процедурах для развития речи:

Например, во время лечения активизируют РЕЧЕВЫЕ ЗОНЫ МОЗГА, которые отвечают за:

  • понимание речи
  • набор словарного запаса
  • желание вступать в речевой контакт
  • навык построения фраз и предложений

ЛОБНЫЕ ДОЛИ ГОЛОВНОГО МОЗГА отвечают:

  • за формирование бытовых навыков (кушать, одеваться, ходить в туалет)
  • сознание, логику, мышление

Смотрите пример лечения ребенка с РАС. Развитие диалоговой речи и учебных навыков:

И оказывают седативное (успокаивающее) воздействие на ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЗОНЫ МОЗГА:

  • для снижения гиперактивности
  • для уменьшения стереотипий

СТВОЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ МОЗГА:

  • для улучшения сна
  • • уменьшения агрессии
  • • истерических проявлений

Процедуры безболезненные и абсолютно безопасны

Дополнительно к Микротоковой рефлексотерапии детям с РАС в Реацентре проводятся коррекционные занятия:

ЗАНЯТИЯ В АУДИО-ТРЕНАЖЕРЕ

Проводит логопед-дефектолог. Аудио-тренажер — это специальные наушники с речевыми фильтрами. Они помогают ребенку выделить человеческую речь из шума окружающей среды. Обращают его внимание на речь и на смысл сказанного. Повышают эффективность занятий с логопедом.

Дополнительно к Микротоковой рефлексотерапии детям с РАС в Реацентре проводятся коррекционные занятия:

ЗАНЯТИЯ В АУДИО-ТРЕНАЖЕРЕ

Проводит логопед-дефектолог. Аудио-тренажер — это специальные наушники с речевыми фильтрами. Они помогают ребенку выделить человеческую речь из шума окружающей среды. Обращают его внимание на речь и на смысл сказанного. Повышают эффективность занятий с логопедом.

АВА-ТЕРАПИЯ

В «Реацентре» занятия проводятся по запросу родителей и зависят от жалоб. Педагог АВА-терапист анализирует действия ребенка и помогает родителям выработать стратегию поведения, чтобы купировать нежелательные реакции (например, ребенок убегает на улице, дерется с педагогом, кричит, отказывается одеваться, не дает мыть голову). Помогает выработать бытовые навыки: учит кушать, одеваться, ходить в туалет. Помогает перебороть страхи: боится темных помещений, воды, боится стричься и др.

БИОАКУСТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

В «Реацентре» БАК детям с РАС проводится строго по индивидуальной программе. Чаще в режиме «Минор» (с успокаивающим эффектом), интенсивность воздействия подбирается по результатам ЭЭГ. БАК улучшает нейропластичность мозга. Настраивает нейроны на учебный процесс: повышает способности к обучению, улучшает память, внимание и скорость мышления. Снижает возбудимость нервной системы.

АДАПТИВНАЯ КИНЕЗИОТЕРАПИЯ

Развитие навыков через движение. Адаптивная КИНЕЗИОТЕРАПИЯ — ЭТО СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРЖНЕНИЯ в виде эмоционально-подвижных игр. Цель занятий научить ребенка с РАС вступать в контакт с педагогом, выполнять сначала интересные и простые задания, потом более сложные.
Дети с РАС испытывают удовольствие от повторяющихся движений. Задача кинезиотерапевта наслоить новые навыки, например, ПОНИМАНИЕ РЕЧИ И ВЫПОЛНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ИНСТРУКЦИЙ на движения которые даются ребенку легко. Тогда и речевое общение то же становится комфортным и не будет вызывать отторжения. Изучать цвет, форму, размер и пр. можно во время двигательных упражнений во время адаптивной кинезиотерапии. И это лишь часть занятий, которые проводятся в «Реацентре» для детей с РАС.

НАША ЦЕЛЬ:
— Снизить возбудимость
— Улучшить понимание речи
— Научить ребенка выполнять задания педагогов
— Развить диалоговую речь
— Подготовить даже НЕговорящего ребенка к школе

Смотрите пример лечения ребенка с диагнозом АУТИЗМ. Готовим к школе: